::Главная страница :: С++/Си :: Статьи
Как бороться с мерцанием

Вот наконец настал момент, когда работа над программой уже как бы закончена, все вылизано и подчищено, и шедевр вроде не глючит и даже заказчик кажется довольным. И все просто отлично... кроме одной мелочи - при изменении размеров окна элементы управления на форме сильно мерцают. Да, вроде бы мелочь. Да, многие коммерческие приложения тоже мерцают... даже ОЧЕНЬ многие.
Но все-таки от этого создается впечатление какой-то НЕИДЕАЛЬНОСТИ, недоделанности, что ли... И остается неприятный осадок в душе у вас (это еще полбеды!) - и у пользователей вашего приложения (а вот это намного серьезнее).

Windows в силу своего строения не позволит вам писать идеальные программы - даже если вы могли бы это делать - так как система сама далеко не идеальна.( Если кто знает идеальную - подскажите). В этой статье я хочу рассказать, как если уж не совсем убрать, то хотя бы значительно уменьшить такое мерцание, причем как это можно сделать буквально за несколько секунд ( Правда звучит совсем как реклама? Мы уже столько ее наслушались, что иногда и мыслим ею ;-)

Но сначала предлагаю вам разобраться, откуда вообще берется это мерцание, т.е. чем оно обусловлено.

Как выясняется, причина всегда одна и та же: какая-то часть вашей программы рисует что-то на экран, а потом другая часть рисует что-то поверх этого. (Под рисованием я подразумеваю и вывод контролов). На короткий момент между двумя этими операциями пользователь может видеть то, что нарисовано раньше.
И хотя причина всегда в принципе одна и та же, есть две разные ситуации, которые нужно рассматривать в плане борьбы с мерцанием.

Если все рисование происходит в одном окне (т.е. где нет контролов; помните, что любой контрол - это тоже окно) всегда можно избавиться от мерцания, если сначала выводить изображение в отдельный контекст устройства в памяти (memory device context), а затем одним махом переносить его на экран. (Этот принцип известен с доисторических времен и использовался еще в очень ранних компьютерных играх). Т.е. создаете в памяти совместимый с экраном контекст (CreateCompatibleDC), рисуете все в него, а затем вызываете BitBlt. О деталях реализации я распространяться не буду, т.к. они достаточно прозаичны. Как говаривал Laurence Fishbourne в "The Matrix", я могу показать вам дверь, а пройти через нее вы должны сами.

Другая ситуация встречается гораздо чаще - когда у вас есть дочерние окна (контролы). Типичным примером является любая форма или диалоговое окно. Главное окно - пустой прямоугольник, где выводятся разные кнопки, списки, строки редактирования... В этом случае, мерцание происходит когда Windows удаляет фон главного окна при вызове InvalidateWindow с fErase=TRUE. Система не удаляет фон сразу же, а ждет следующего цикла перерисовки - который наступает либо когда нечего больше делать, либо когда кто-то его форсировал с помощью UpdateWindow. В любом случае, предже чем посылать WM_PAINT, Windows вежливо просит окно очистить себя, посылая ему сообщение WM_ERASEBKGND. Стандартная процедура обработки сообщений (DefWindowProc) отвечает на это перерисовыванием окна цветом GetSysColor(COLOR_WINDOW+1), обычно белым. После того, как окно очистило фон, система посылает WM_PAINT и окно отрисовывает себя. (В случае формы/диалога, само окно ничего не рисует, а рисуют только дочерние окна. ) В результате получается мерцание: сначала вы видите, как окно целиком очищается, затем - как рисуются дочерние окна. Это мерцание особенно заметно при изменении размера окна, потому что система постоянно стирает и выводит заново все элементы управления. И чем их больше, тем сильнее мерцание.

Если вы специалист по програмированию в Windows, то можете подумать, что решение состоит в перехвате каким-либо образом сообщения WM_ERASEBKGND. Это хорошая идея, но есть способ проще. Один из стилей окна, который вы можете указать при его создании - WS_CLIPCHILDREN. Этот стиль сообщает Windows, что каждый раз, когда программа или сама система пытаются отобразить содержимое окна, области занятые дочерними окнами должны остаться нетронутыми. Так что все, что нужно сделать, чтобы значительно уменьшить мерцание контролов - указать родительскому окну стиль WS_CLIPCHILDREN. За это, конечно, вы платите незначительным уменьшением скорости, но все-таки это лучше, чем мерцание.

К сожалению, вышеописанный способ не работает, если некоторые контролы частично пустые - т.е. зависят от того, чтобы родительское окно отобразило фон за ними (это происходит при использовании hollow brush). В этом случае нужно будет унаследовать класс от этого контрола, где должным образом позаботиться о фоне.

Cтатья основана на материалах C++ Q&A (MSDN)

Тематические ссылки
Ваша ссылка Ваша ссылка

Обмен кнопками, ведение статистики, реклама.