|
::Главная страница ::Delphi/Паскаль :: Статьи |
Программирование в Delphi. Изучение работы генератора исходного кода Delphi.
В данной статье мы попробуем создать простое приложение с использованием среды Delphi и проанализируем работу генератора исходного кода программ. Delphi, по возможности, старается облегчить работу программиста. Когда вы запускаете среду, автоматически создается форма Form1 и модуль Unit1. Форма представляет собой стандартное окно Windows. Вы можете размещать на ней кнопки, надписи, картинки, видео- и аудио фрагменты, а также многое другое. Весь необходимый для создания заготовки формы код уже написан генератором исходного кода Delphi. Рассмотрим текст, расположенный в окне редактора текстов программ:
unit Unit1;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs;
type
TForm1 = class(TForm)
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *.DFM}
end.
Рассмотрим все строки кода по порядку. Первая строка определяет имя модуля Unit1. Вторая строка говорит, что начинается интерфейсная часть модуля (interface). Эта часть содержит сведения о других модулях, которые использует данный модуль (строка uses). Здесь же описываются все типы, переменные, процедуры, функции и константы, используемые в данном модуле. В интерфейсной же части должны быть описаны все глобальные переменные, которые будут использоваться другими модулями. Описание процедур и функций в данной части является неполным: записываются только заголовки функций и процедур. Но размещение таких описаний в интерфейсной части является обязательным. Посмотрим, что нам записал в интерфейсную часть генератор исходного кода Delphi. Итак, здесь определяется тип TForm1 относящийся к классу форм Delphi. Описание данного класса находится в модуле Forms, объявленном в строке uses. Далее объявляется переменная Form1, относящаяся к типу TForm1. После такого объявления мы можем в любом месте модуля Unit1 ссылаться на переменную Form1 и выполнять с ней любые возможные действия.
Далее начинается раздел реализации - строка implementation. Именно в этой
части модуля находятся полные описания функций и процедур. Здесь же вы можете
объявлять переменные, константы, а также другие модули, которые используются
только внутри данного модуля и не видны за его пределами, т.е. все локальные
переменные. Строка
{$R *.DFM}
записанная в разделе реализации модуля Unit1 является директивой препроцессора.
Директивы препроцессора - это служебные команды для среды разработки. Все
директивы препроцессора имеют вид: {$директива}.
Встретив такую директиву, компилятор среды разработки немедленно начинает
выполнение каких-либо действий. Список таких директив не очень большой, и
если у читателей появится желание узнать о них, мы рассмотрим их в отдельной
статье. Указанная выше директива ($R) предназначена для связывания ресурсов.
Таким образом, для создания файла ресурсов формы Form1, генератор исходного
кода добавил данную директиву, указывающую, что все свойства, касающиеся формы
Form1 (ширина, высота, положение, размер шрифта, заголовок и другие), связанной
с модулем Unit1 будут храниться в файле ресурсов Unit1.DFM. Звездочка здесь
обозначает имя модуля. Не рекомендуется удалять или изменять содержимое директив
препроцессора, которые генерируются средой Delphi самостоятельно. Так как
это может привести к ошибкам компиляции приложения. В нашем примере генератором
исходного кода не было создано еще два возможных (но не обязательных) раздела:
инициализации (initialization) и завершения (finalization). В этих разделах
можно размещать операторы и команды, которые должны выполняться, соответственно,
в начале и конце работы приложения. Ну и, естественно, каждый модуль заканчивается
строкой end.
Теперь попробуем создать простое приложение, состоящее из двух форм, на каждой
из которых будет по одной кнопке. Почему из двух форм? Просто у начинающих
программистов часто возникает вопрос: как можно вызвать из одной формы другую?
Мы решим эту простую задачу и увидим, какие изменения будут вноситься в исходный
код каждого из модулей. Итак, первая форма у нас уже есть, добавим вторую.
Для этого выберем пункт главного меню Delphi Файл/Новая Форма (File/New Form).
Delphi автоматически создаст новую форму с именем Form2 и добавит новую закладку
в окне редактора кода: Unit2. Разместим на форме Form1 две кнопки Button1
и Button2. Для этого выберем на панели инструментов пиктограмму кнопки Button,
щелкнем на ней левой кнопкой мыши, а затем щелкнем левой кнопкой мыши на том
месте формы, куда мы хотим поместить кнопку. Готово? Теперь в окне инспектора
объектов (Object Inspector) выберем свойство кнопки Caption (заголовок) и
напишем вместо Button1 слово Переход. Надпись на кнопке сразу изменится. Теперь
точно также добавим вторую кнопку и назовем ее Выход. Посмотрим, какие изменения
произошли в исходном коде модуля Unit1:
unit Unit1;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,
StdCtrls;
type
TForm1 = class(TForm)
Button1: TButton;
Button2: TButton;
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
uses Unit2;
{$R *.DFM}
end.
В описание uses в интерфейсной части модуля добавился еще один модуль: StdCtrls. Данный модуль необходим для работы с компонентом Button (кнопка). Кроме того, в описании типа TForm1 появились две строки, объявляющие две кнопки Button1 и Button2, относящихся к типу TButton. Теперь добавим такие же кнопки на форму Form2. Осталось написать код для обработки события нажатия кнопок. Щелкните дважды по кнопке Переход на форме Form1. Генератор исходного кода Delphi создаст заготовку для обработчика события нажатия кнопки:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
end;
Добавим между ключевыми словами begin и end следующие строки:
Form1.Hide; // "прячем" форму Form1
Form2.Show; // показываем форму Form2
Для кнопки Переход формы Form2 напишем следующий код:
Form2.Hide; // "прячем" форму Form2
Form1.Show; // показываем форму Form1
Для кнопки Выход в обеих формах напишем следующий код:
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
Application.Terminate; // завершение работы приложения
end;
Осталось решить главную проблему - описать вызываемые формы в строках uses:
implementation
uses Unit2;
{$R *.DFM}
для модуля Unit1 и
implementation
uses Unit1;
{$R *.DFM}
для модуля Unit2.
Как видите, это делается в разделе реализации для каждого модуля. Теперь запустим
наше приложение, для этого нажмем клавишу . Кнопка Переход позволяет переключаться
между формами, а кнопка Выход - завершить выполнение приложения. Наше первое
приложение написано. На этом мы пока остановимся. В следующей статье мы рассмотрим
часть стандартных компонентов Delphi из палитры компонентов.
Источник: http://www.softerra.ru
Тематические
ссылки
|
Ваша ссылка | Ваша ссылка |
Обмен кнопками, ведение статистики, реклама. |
|||